Отдых и оздоровление

Места детского отдыха

Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневногоотдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как впериоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организмумалыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию длядеятельности во второй половине дня. Помещения для отдыха и сна должно соответствовать требованиям СанПиН:  Спальня - площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка вясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольныхгруппах, без учета расстояния от наружных стен при расстановкекроватей.  Спальни оборудуют стационарными кроватями.  Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину -60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотойот пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматриватьвозможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чемна 15 см.  Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см,ширина - 60 см и высота - 30 см.  Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: междудлинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, ототопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей -0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусныекровати не используют.  При отсутствии спален по проекту, допускается организовыватьдневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладныхкроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных,выкатных) одно-трехуровневых кроватях.  При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждойгрупповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а такжедля индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.  Дети обеспечиваются индивидуальными постельнымипринадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены.Следует иметь не менее 3-х комплектов постельного белья иполотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка. Примерный режим дневного сна в ДОО Сон необходим для восстановления физиологического и психическогоравновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, егопродолжительность для детей до 5 лет составляет 2 -2,5 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа. Работа с детьми перед сном Методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Еёцелями является:  релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);  восстановление нормального состояния нервной системы;  облегчение психоэмоциональной нагрузки;  ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной икомфортной среды. Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:  Подготовка помещения для отдыха. В помещениях спален сквозноепроветривание проводят до укладывания детей спать. В холодноевремя года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода коснудетей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной)организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).  Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, а также переоделись в удобную длясна одежду.  Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности. Методическая организация подготовки детей ко сну Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:  определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну;  подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи,тембра и тональности голоса;  проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшениясамочувствия детей;  периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);  делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики. Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой ивторой младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, азначит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включениямузыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для детей средней группы добавляютсядыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия наорганы дыхания, ещё и помогают выработать правильноезвукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшеговозраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть вспокойные игры. Выделяется 3 ступени организации дневного сна Подготовка (15–20 минут). Релаксация (5–7 минут). Сон (1–2 часа). Подготовка На первом этапе дети убирают игрушки, снимают верхнюю одежду, одевают пижаму. Релаксация Этот этап проводиться под спокойную музыку, оказывающуюобщеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.). Воспитатель медленно и спокойно произносит текст (потешки, сказки и др.). Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому онипривыкли. Воспитатель подходит к каждому ребенку и поглаживает его. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий иуспокаивающий эффект.

Переход ко сну На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. Вкачестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки» В течение всего периода отдыха и сна воспитатель находится в пределеслышимости. С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводитсябеседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальныммалышам отдыхать. Правильная организация сна предполагает активное участие ребенка в этомпроцессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым.

Пробуждение и подъем Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет иправильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельноепробуждение. Рекомендуется, чтобы ребенок, проснувшись самостоятельно,еще 5—10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий переход от сна кбодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии организма. Для детей, которые не спят или проснулись раньше следует предоставитьвозможность встать, тихо одеться и перейти в специально выделеннуюигровую игровая зону, где сможет найти себе занятие

 
На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie